·
1-4 главы (-)
6
·
Некоторые законы
следует изменять. Но не столько будет пользы от изменения закона, сколько
вреда, если появится привычка не повиноваться существующему порядку.
7
·
Чиновников на Крите
нельзя было подкупить, потому что до них невозможно было добраться, они жили на
отдельном острове
8
·
Люди, покупающие
власть за деньги, привыкают извлекать из нее прибыль
·
Возможность
занимать одному человеку несколько должностей (как в Карфагене) - отрицательная
черта
III
2
·
Гражданин находится
в таком же отношении к государству, в котором моряк на судне к остальному
экипажу(хоть и один гребёт, а второй рулит)-----благополучное плавание - цель
для моряков
·
Государственный
строй это общение между людьми
·
Все граждане не
могут быть одинаковыми, значит не все - хорошие граждане (добродетельные)
·
Подчиненный - это
мастер, делающий флейты, а правитель - это флейтист, играющий на его флейте
4
·
Только те
государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются
правильными,, имеющие же в виду только благо правящих - все ошибочны
(отклонения)
·
Государство -
общение свободных людей (без господства)
6
·
Большинство, из
которого каждый сам по себе не является добродетельным, окажется лучше тех, кто
порознь...обеды общие лучше обедов, устроенных на средства одного человека.
·
Когда в государстве
много людей лишено политических прав, когда в нем много бедняков, такое
государство неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми.
·
-> предоставить
им право принимать участие в выборе должностных лиц и в принятии отчёта об их
деятельности, но самих к занятию должности не допускать
·
Отдельный человек
далее от совершенства при обсуждении дел
·
Дом лучше знает не
тот кто его построил, а тот кто в нём живёт+ еду лучше знает не тот кто ее
приготовил, а тот кто её ел. -> массы должны быть сведущими
·
У законов верховная
власть, должностные лица могут иметь решающее значение только тогда, когда
законы не в состоянии дать точный ответ
·
Законы должны быть
соответствующими тому или иному гос строю
7
·
Цель государства
-справедливость, справедливость - равенство
·
(пример) из
одинаково искусных флейтистов разве следует давать лучшие флейты тем, кто
выделяется своим происхождением (так и во всём другом)...встаёт вопрос: Почему
не дать ее самому высокому?...это может иметь значение в спорте, но не в
политике
·
Может оказаться,
что человек, у которого добродетели больше, чем в совокупности у всех остальных
людей государства, и должен стать правителем...это может быть группа
людей-----это неверно
·
Гражданин - тот,
кто причастен и к властвованию, и к подчинению
8
·
Если найдётся в
государстве человек, выше всех в добродетели, то народу остаётся только
повиноваться ему, он сам он станет пожизненным царём
9
·
Царей охраняют
граждане, тиранов - наёмники, так как они получают охрану своей власти не от
граждан, а против них.
10
·
Виды царской
власти: Тирания полная, выборная тирания, пожизненная стратегия, героическая
власть в походах; домохозяйственная пожизненная всеобщая власть над всем
·
Получается, что
иногда гос.строй, опирающийся в мелочах на буквы закона, не есть наилучший
(всегда есть мелкие и частные случаи)...но зато в законах нету страсти, как в
людях
·
Масса менее
подвержена порче (один человек может прийти в гнев и творить ужас, но с массой
нужно, чтобы все люди, каждый, в раз приобрёл этот гнев, тогда только все
ошибутся
·
Уже в ту ситуацию
он говорит, что "уже нелегко возникнуть другому гос.устройству, помимо
демократии, так как государства увеличились
·
Если дети царя не
годны на царствование, пусть царь сам не передаёт им власти (которая у него в
полном объеме)...для этого нужна колоссальная добродетель
11
·
Все хотят, чтобы
при лечении доктор следовал правилам и предписаниям, так почему с политиком не
так же?
·
Не очень легко
одному человеку наблюдать за многим, всякому царю нужны должностные лица в
помощь
·
Если дельный муж,
из-за того, что он лучше других, имеет право на власть, то ведь двое хороших
мужей лучше одного хорошего
IV
1
·
Законы нужно
издавать подходящими к гос.строю, а не подгонять строй под законы
·
Даже в пределах
одного вида строя законы некоторые подходят, некоторые - нет
3
·
Гос.строй - есть
порядок в области должностей (все находят себе место)
·
Демократия - не
власть большинства (народных масс), также как и олигархия - не власть в руках
немногих...т.к. малая группа бедняков может захватить власть - это не будет
олигархией, а также богатое большинство может не допускать к правлению меньшую
им группу бедняков - это не будет демократией
·
-> поэтому часто
говорят, что демократия - власть свободнорождённых (обычных людей), а
олигархия - власть богатых....+ лишь иногда по случайности критерием может быть
массовость/немассовость=> это тоже не совсем всё верно, так как строи
заключают в себе много составных частей (но это объяснение лучше)
·
Без должностных лиц
невозможно существование государства
4
·
Виды демократии:
1)власть одновременно и у бедных и у богатых, они равны
2)есть
небольшой имущественный ценз
3)все
граждане имеют право на занятие должностей, но властвует закон
4)всякий
гражданин пользуется правом занимать должности, но властвует закон
5)
-||- но верховная власть не у закона, а у народа(но народ как монарх)
·
Последнее с трудом
можно назвать гос.устройством, ведь там, где отсутствует власть закона, нет и
гос.устройства
5
·
Виды олигархии:
1)значительный имущественный ценз
2)
-||- + пополнение должностных лиц путём кооптации
3)
сын вступает в должность вместо отца
4)
когда властвует не закон, а лица. Крайняя степень олигархии (династия)
·
Часто бывает, что
строй демократический, а уклад жизни и традиции олигархические + наоборот
·
Также виды
олигархии те расположены по убыванию людей с крупной собственностью, и по
увеличению размера этой собственности
6
·
Основа аристократии
- добродетель, олигархии - богатство, демократии - свобода
·
Аристократия и
полития недолеки одна от другой
8
·
Виды тираний:
1)выборная (с некими законами)
2)
по наследству (с законами)
3)неограниченная
монархия (без законов и с выгодой только для царя)
9
·
Так как добродетель
- середина во всем, то лучший строй это тот, при котором средний класс (все что
между богатыми и нищими) был как можно больше
·
Богатые совершают
преступления из наглости, бедные - из подлости
·
А государство с
людьми либо с завистью, либо с презрением далеко от чувства дружбы в
политическом общении
·
Если в государстве
слишком много бедняков - приходит демократия, если богатых
10
·
Если строй основан
на законах, которые базируются на среднем большинстве (абсолютном или
относительном), то он будет устойчивым
·
Методом кнута и
пряника (штрафов, поощрений, отсутствия штрафов) можно заставить бедняков
ходить на собрание, богатых - нет, на гимнастику наоборот.
11
·
У каждого строя
есть три части: Законодательный орган, должности, судебные органы
·
Народной массе надо
дать право отклонять законопроекты, но не давать им права их выдвигать (т.е.они
дают его на доработку)
12
·
Должностные лица -
те кто имеет решающую и распорядительную власть
·
В выборах важно кто
выбирает и из числа кого. На основании этого можно судить к какому строю это
ближе
13
·
В судах важно
следующее: Из кого судьи, что подлежит суду и каким образом судья назначаются
V
1
·
Мятежи бывают двух
видов: Когда пытаются поменял строй и когда в пределах одного строя хотят
захватить власть
·
Гос переворот имеет
целью укрепить или ослабить гос строй. Но иногда хотят частичные изменения
(учредить или упразднить какую-то должность)
·
Мятеж часто
происходит из-за неравенства
·
В демократиях сам
против себя народ бастовать не будет, только против олигархии
2
·
Первая причина
изменения строя - мятеж
·
При мятеже важно
знать: Настроение людей, ради чего они это делают, с чего началось всё это
·
Вторая причина
изменения - диспропорциональные изменения в населении (после войны стало меньше
знати, приняли гражданство большие части несвободных...)
·
Также причины:
Происки (смена функций, выборности), беззаботности (власть оказалась в руках
того, кто против существующего строя,, пренебрежение мелочами (ценз обесценился
и перестал иметь смысл)
·
Также причина
распрей - разноплемённость
·
Или когда большому
числу наёмников дали гражданство и они осели
·
Раздоры между
частями государства, если между ними сложно установить связи или есть
естественная преграда
3
·
Распри опаснее если
исходят от лиц высокопоставленных
·
Порой из-за
совершенно мелких вещей (увёл жену, братья делят царство)
·
Главная возможность
решить проблему - начало
·
Очень важная
причина распрей - когда один из регионов или частей государства (населения)
приобрёл славу или значимость
4
·
В демократиях часто
перевороты бывают из-за демагогов (они доносят на богатых, богатые объединяются
из-за страха, массы объединяются (настраиваются) против богатых
·
Часто именно из-за
объединения испуганной знати
5
·
В олигархиях
перевороты бывают из-за: Притеснения олигархами народной массы, появление
второй сильной олигархии, распри внутри одной олигархии, когда олигархия
предоставляет армию одному командиру (приводит к деспотии), иногда олигархи
сами как демагоги и настраивают одну часть массы против другой, когда
олигархическая группа уменьшается, когда олигархи растрачивают народное
имущество
6
·
В аристократиях:
Когда одна часть арист. унижает другую, если нет среднего класса, из-за войн,
из-за желания власти у одного человека, отклонения от справедливости, когда
строй отдаётся в руки народа (уменьшение ценза, раздача собственности), расслабление
политиков
7
·
Решения: Сократить
срок пребывания на должности (нельзя будет обосноваться и творить зло, про
династии не идёт тогда и речи), следить за расходами очень бережно, когда страх
разрушения строя показан и никто не захочет этого, предупредить распри среди
знатных (следить за особо соперничающими), устанавливать ценз в соответствии с
повышением/понижением благосостояния народа (каждые несколько лет), нельзя
чтобы кто-то выделялся своим могуществом,
·
Нужно следить за
доходами, передачей крупных сумм, если дело касается богатых
·
В демократиях надо
щадить состоятельных людей, не разделять их имущество, удерживать тех, кто
готов оплачивать что-то, что по сути им не нужно (праздники, спорт.мероприятия)
·
В олигархиях надо
внимательно относиться к бедным, давать им право занимать доходные должности
·
Имущество не должно
переходить путем дарения, а по наследству его можно получить только 1 раз
·
В демократии -
состоятельным, а в олигархии - бедным нужно давать не только равные права, но и
преимущества. Только это не должно касаться высших должностей
·
-> потому что на
таких постах должны быть люди, сочувствующие строю
·
Нужно воспитывать
людей только в духе существующего строя. После смены строя надо полностью
менять систему воспитания. Так будет поддержка власти со стороны народа.
8
·
Тирания - самый
плохой государственный строй, который соединяет в себе недостатки других строев.
·
Царь ставится из
числа добродетельных людей чтобы защитить порядочных людей от народной массы.
·
Тиран ставится из
среды народа и против знатных.
·
Тираны приходят к
власти критикуя знатных, завоёвывая авторитет у народных масс.
·
Может быть тиран
захватил власть у олигархической группы, частью которой он был
·
Царь (защищая знать
от народа), также должен следить, чтобы народ не терпел оскорблений
·
Тиран не обращает
внимания на общественные интересы
·
Охрана царя -
граждане, охрана тирана - наёмники
·
Причины падения
монархий: Страх, обиды из-за наглости власти, презрение, лишение народа
собственности (в основном те же, что и в республиках)
·
Часто в тираниях
присутствуют покушения на личность
·
Рушится тирания
часто из-за внешних факторов (если государство с враждебным строем сильнее).
Часто бывает противостояние тираний с демократиями
·
Тирания убивает
сама себя (распри)
·
Царский строй редко
рушится из-за внешних причин. Проблемы обычно внутренние.
·
Например раздор
внутри царской семьи, когда царь становится неконтролируемым тираном
·
Во времена
Аристотеля царская власть всегда в той или иной степени перерастает в тиранию
·
Часто крушение царя
происходит сразу как только он проявляет качества тирана
·
А вот если он
изначально тиран, то свергнуть его сложно **интересная идея**
9
·
Передавать своему
сыну царскую власть в меньшем объеме - значит давать ему власть на более долгий
срок (ограниченная царская власть стабильнее деспотизма)
·
Чтобы сохранить
тиранию, нужен тотальный контроль, отсутствие глубокого мышления у народа и
нужно сталкивать лбами всех людей (даже друзей, членов одной семьи)
·
Также можно
постоянно вести войны, чтобы население всегда было занято, бедным и нуждалось в
предводителе
·
Спасти тиранию
всегда можно ослабив её до уровня монархии (ограничить свои полномочия)
·
Для тирана большая
угроза исходит от его охраны, которая может захотеть отобрать власть
·
Награждать должен
сам, а наказывать через посредников и суды
·
Отнимать власть у
приближённых нудно постепенно
·
Тиран должен вести
скромный образ жизни. Или по крайней мере именно это должны все видеть
VI
1
·
Характеристики
демократии: Свобода и возможность жить как хочется
·
В идеале никто не
должен занимать одну и ту же должность дважды
·
Никто не должен
иметь власть, большую чем у народного собрания
·
Если какая то
выборная должность становится де-факто пожизненной, нужно выборы заменить
жребием
·
Справедливости не
будет никогда: В олигархиях пострадает народ, в демократиях - богатые
2
·
Земледельцы не
склонны к восстанию, потому что не встречаются друг с другом. А общество из
торговцев и ремесленников очень нестабильно.
4
·
Нужно ввести ценз
на занятие государственных должностей, а лучше 2: Первый - для обычных
гос.должностей и второй - для более важных
·
Аристотель
подметил, что к власти нужно допускать граждан, относящихся к лучшему слою
народа -> этот и предыдущий тезис дают возможность сделать вывод
·
Формы правления
могут зависеть от местности, так как в зависимости от неё доминирует тот или
иной род войск. Равнина->Конница->Мощная олигархия (т.к. содержать
конницу сложнее всего - только крупные собственники могут позволить)
·
Легкая пехота
соответствует демократии и тд
5
·
Чем больше
государство, тем больше должно быть должностей
·
Нужно понимать,
какие должности следует сливать в одну, а какие нельзя
·
Первая и главная
забота - о городской площади (для обеспечения спокойных торговых сделок)
·
Вторая забота - о
зданиях и о порядке в них, о границах владений
·
Очень важна
должность, связанная с государственными доходами. Тот кто распределяет их также
важен
·
Одна из важнейших
должностей - исполнитель приговоров, взыскатель долгов
·
Очень важно, чтобы
приговоры выносили одни люди, а исполняли другие, чтобы ненависть
распределялась и не складывалась от этих двух работ
·
Также Аристотель
описывает важность "полицейского" органа, который конечно он называл
по другому
·
Обязательно должна
быть должность учета и проверки расходов
·
Нужны должности
религиозного культа
·
В некоторых
государствах были должности по спорту и также по зрелищам
VII
1
·
Существуют 3 вида
благ: Внешние, физические и духовные
·
Человек счастлив
только если он имеет все три
·
И этих благ иногда
бывает достаточно, но вот например славы, богатства и власти всегда будет
недостаточно
·
Но духовные блага
можно иметь в избытке, и от этого только лучше
·
Человек не
благоденствующий, если не совершает прекрасных поступков
·
Главная мысль -
государство как и отдельный человек должно совершать эти поступки, оно также
должно быть мужественным, справедливым
2
·
Все согласны, что
счастье граждан и государства тождественны
·
Но Аристотель хочет
ответить на вопрос, каков же лучший гос.строй: в котором все участвуют в
гос.жизни или в котором участвуют немногие
·
Так вот лучший
строй тот, который дает всем людям возможность жить счастливо
·
Но это субъективно:
Кому-то кажется, что всех допускать нельзя и все тогда будут счастливы, кому-то
-- наоборот
·
Где-то всё заточено
на военную сферу и все счастливы, где-то наоборот (например в Македонии
счастливым должен считаться тот, кто убил хотя бы одного неприятеля
3
·
Если люди равны -
это естественно, и их уровень благодетели по сути должен быть примерно равным.
Если кто-то превосходит всех равных ему в добродетели, то повиноваться ему
вполне справедливо
·
Но очень важно, что
добродетельная деятельность может быть не только по отношению к другим, но и по
отношению к себе (создание теорий, духовная деятельность, религиозная
деятельность)
·
Так и на уровне
государств. Если их деятельность направлена на самих себя - это нормально
4
·
Как для
ремесленника: чем лучше будет материал, тем прекрасней получится товар, так и
для гос.деятеля: У него должен быть во-первых, материал в виде граждан (но
сколько их должно быть?)
·
Большинство
полагает, что счастливое государство - большое государство
·
Такие люди измеряют
государство не территорией, а именно численностью населения
·
Но Аристотель
считает, что нужно смотреть не на количество, а на качество, т.е. на
возможности людей
·
Т.е. то
государство, которое может воплотить все свои задачи с помощью свои граждан
наилучшим способом - "большое" государство
·
Но количество - не
показатель, потому что многие - рабы, также много бедняков, которые мало что
могут сделать государству
·
Большое государство
≠ многонаселенное
·
Часто большое
количество людей наоборот мешает воплощению реформ и законов.
·
Когда слишком
маленькие население, тоже плохо
·
Лучшая величина
населения - самодостаточное и обозримое
5
·
Комментарии
Отправить комментарий