(черновик) Аристотель - Политика. Мой конспект и анализ книги (много текста!)







·         1-4 главы (-) 
6 
·         Некоторые законы следует изменять. Но не столько будет пользы от изменения закона, сколько вреда, если появится привычка не повиноваться существующему порядку.  

7 
·         Чиновников на Крите нельзя было подкупить, потому что до них невозможно было добраться, они жили на отдельном острове 

8 
·         Люди, покупающие власть за деньги, привыкают извлекать из нее прибыль 
·         Возможность занимать одному человеку несколько должностей (как в Карфагене) - отрицательная черта 

III 

2 
·         Гражданин находится в таком же отношении к государству, в котором моряк на судне к остальному экипажу(хоть и один гребёт, а второй рулит)-----благополучное плавание - цель для моряков 
·         Государственный строй это общение между людьми 
·         Все граждане не могут быть одинаковыми, значит не все - хорошие граждане (добродетельные) 
·         Подчиненный - это мастер, делающий флейты, а правитель - это флейтист, играющий на его флейте 

4 
·         Только те государственные устройства, которые имеют в виду  общую пользу, являются правильными,, имеющие же в виду только благо правящих - все ошибочны (отклонения) 
·         Государство - общение свободных людей (без господства) 

6 
·         Большинство, из которого каждый сам по себе не является добродетельным, окажется лучше тех, кто порознь...обеды общие лучше обедов, устроенных на средства одного человека. 
·         Когда в государстве много людей лишено политических прав, когда в нем много бедняков, такое государство неизбежно бывает переполнено враждебно настроенными людьми. 
·         -> предоставить им право принимать участие в выборе должностных лиц и в принятии отчёта об их деятельности, но самих к занятию должности не допускать 
·         Отдельный человек далее от совершенства при обсуждении дел 
·         Дом лучше знает не тот кто его построил, а тот кто в нём живёт+ еду лучше знает не тот кто ее приготовил, а тот кто её ел. -> массы должны быть сведущими  
·         У законов верховная власть, должностные лица могут иметь решающее значение только тогда, когда законы не в состоянии дать точный ответ 
·         Законы должны быть соответствующими тому или иному гос строю 

7 
·         Цель государства -справедливость, справедливость - равенство  
·         (пример) из одинаково искусных флейтистов разве следует давать лучшие флейты тем, кто выделяется своим происхождением (так и во всём другом)...встаёт вопрос: Почему не дать ее самому высокому?...это может иметь значение в спорте, но не в политике 
·         Может оказаться, что человек, у которого добродетели больше, чем в совокупности у всех остальных людей государства, и должен стать правителем...это может быть группа людей-----это неверно 
·         Гражданин - тот, кто причастен и к властвованию, и к подчинению 

8 
·         Если найдётся в государстве человек, выше всех в добродетели, то народу остаётся только повиноваться ему, он сам он станет пожизненным царём 

9 
·         Царей охраняют граждане, тиранов - наёмники, так как они получают охрану своей власти не от граждан, а против них. 

10  
·         Виды царской власти: Тирания полная, выборная тирания, пожизненная стратегия, героическая власть в походах; домохозяйственная пожизненная всеобщая власть над всем 
·         Получается, что иногда гос.строй, опирающийся в мелочах на буквы закона, не есть наилучший (всегда есть мелкие и частные случаи)...но зато в законах нету страсти, как в людях 
·         Масса менее подвержена порче (один человек может прийти в гнев и творить ужас, но с массой нужно, чтобы все люди, каждый, в раз приобрёл этот гнев, тогда только все ошибутся 
·         Уже в ту ситуацию он говорит, что "уже нелегко возникнуть другому гос.устройству, помимо демократии, так как государства увеличились  
·         Если дети царя не годны на царствование, пусть царь сам не передаёт им власти (которая у него в полном объеме)...для этого нужна колоссальная добродетель 

11 
·         Все хотят, чтобы при лечении доктор следовал правилам и предписаниям, так почему с политиком не так же? 
·         Не очень легко одному человеку наблюдать за многим, всякому царю нужны должностные лица в помощь 
·         Если дельный муж, из-за того, что он лучше других, имеет право на власть, то ведь двое хороших мужей лучше одного хорошего  

IV 

1 
·         Законы нужно издавать подходящими к гос.строю, а не подгонять строй под законы 
·         Даже в пределах одного вида строя законы некоторые подходят, некоторые - нет 

 
·         Гос.строй - есть порядок в области должностей (все находят себе место) 
·         Демократия - не власть большинства (народных масс), также как и олигархия - не власть в руках немногих...т.к. малая группа бедняков может захватить власть - это не будет олигархией, а также богатое большинство может не допускать к правлению меньшую им группу бедняков - это не будет демократией 
·         -> поэтому часто говорят, что  демократия - власть свободнорождённых (обычных людей), а олигархия - власть богатых....+ лишь иногда по случайности критерием может быть массовость/немассовость=> это тоже не совсем всё верно, так как строи заключают в себе много составных частей (но это объяснение лучше) 
·         Без должностных лиц невозможно существование государства 

 
·         Виды демократии: 1)власть одновременно и у бедных и у богатых, они равны 
2)есть небольшой имущественный ценз 
3)все граждане имеют право на занятие должностей, но властвует закон 
4)всякий гражданин пользуется правом занимать должности, но властвует закон 
5) -||- но верховная власть не у закона, а у  народа(но народ как монарх) 
·         Последнее с трудом можно назвать гос.устройством, ведь там, где отсутствует власть закона, нет и гос.устройства 

5 
·         Виды олигархии: 1)значительный имущественный ценз 
2) -||- + пополнение должностных лиц путём кооптации 
3) сын вступает в должность вместо отца 
4) когда властвует не закон, а лица. Крайняя степень олигархии (династия) 
·         Часто бывает, что строй демократический, а уклад жизни и традиции олигархические + наоборот 
·         Также виды олигархии те расположены по убыванию людей с крупной собственностью, и по увеличению размера этой собственности 

 
·         Основа аристократии - добродетель, олигархии - богатство, демократии - свобода 
·         Аристократия и полития недолеки одна от другой  

8 
·         Виды тираний: 1)выборная (с некими законами) 
2) по наследству (с законами) 
3)неограниченная монархия (без законов и с выгодой только для царя) 

9 
·         Так как добродетель - середина во всем, то лучший строй это тот, при котором средний класс (все что между богатыми и нищими) был как можно больше 
·         Богатые совершают преступления из наглости, бедные - из подлости 
·         А государство с людьми либо с завистью, либо с презрением далеко от чувства дружбы в политическом общении  
·         Если в государстве слишком много бедняков - приходит демократия, если богатых 

10 
·         Если строй основан на законах, которые базируются на среднем большинстве (абсолютном или относительном), то он будет устойчивым 
·         Методом кнута и пряника (штрафов, поощрений, отсутствия штрафов) можно заставить бедняков ходить на собрание, богатых - нет, на гимнастику наоборот. 

11 
·         У каждого строя есть три части: Законодательный орган, должности, судебные органы 
·         Народной массе надо дать право отклонять законопроекты, но не давать им права их выдвигать (т.е.они дают его на доработку) 

12 
·         Должностные лица - те кто имеет решающую и распорядительную власть  
·         В выборах важно кто выбирает и из числа кого. На основании этого можно судить к какому строю это ближе 

13  
·         В судах важно следующее: Из кого судьи, что подлежит суду и каким образом судья назначаются  

V 

1  
·         Мятежи бывают двух видов: Когда пытаются поменял строй и когда в пределах одного строя хотят захватить власть 
·         Гос переворот имеет целью укрепить или ослабить гос строй. Но иногда хотят частичные изменения (учредить или упразднить какую-то должность) 
·         Мятеж часто происходит из-за неравенства 
·         В демократиях сам против себя народ бастовать не будет, только против олигархии  

2 
·         Первая причина изменения строя - мятеж 
·         При мятеже важно знать: Настроение людей, ради чего они это делают, с чего началось всё это 
·         Вторая причина изменения - диспропорциональные изменения в населении (после войны стало меньше знати, приняли гражданство большие части несвободных...) 
·         Также причины: Происки (смена функций, выборности), беззаботности (власть оказалась в руках того, кто против существующего строя,, пренебрежение мелочами (ценз обесценился и перестал иметь смысл) 
·         Также причина распрей - разноплемённость 
·         Или когда большому числу наёмников дали гражданство и они осели 
·         Раздоры между частями государства, если между ними сложно установить связи или есть естественная преграда 

3 
·         Распри опаснее если исходят от лиц высокопоставленных 
·         Порой из-за совершенно мелких вещей (увёл жену, братья делят царство) 
·         Главная возможность решить проблему - начало  
·         Очень важная причина распрей - когда один из регионов или частей государства (населения) приобрёл славу или значимость 

4 
·         В демократиях часто перевороты бывают из-за демагогов (они доносят на богатых, богатые объединяются из-за страха, массы объединяются (настраиваются) против богатых 
·         Часто именно из-за объединения испуганной знати 

5 
·         В олигархиях перевороты бывают из-за: Притеснения олигархами народной массы, появление второй сильной олигархии, распри внутри одной олигархии, когда олигархия предоставляет армию одному командиру (приводит к деспотии), иногда олигархи сами как демагоги и настраивают одну часть массы против другой, когда олигархическая группа уменьшается, когда олигархи растрачивают народное имущество 

6 
·         В аристократиях: Когда одна часть арист. унижает другую, если нет среднего класса, из-за войн, из-за желания власти у одного человека, отклонения от справедливости, когда строй отдаётся в руки народа (уменьшение ценза, раздача собственности), расслабление политиков  

7 
·         Решения: Сократить срок пребывания на должности (нельзя будет обосноваться и творить зло, про династии не идёт тогда и речи), следить за расходами очень бережно, когда страх разрушения строя показан и никто не захочет этого, предупредить распри среди знатных (следить за особо соперничающими), устанавливать ценз в соответствии с повышением/понижением благосостояния народа (каждые несколько лет), нельзя чтобы кто-то выделялся своим могуществом,  
·         Нужно следить за доходами, передачей крупных сумм, если дело касается богатых 
·         В демократиях надо щадить состоятельных людей, не разделять их имущество, удерживать тех, кто готов оплачивать что-то, что по сути им не нужно (праздники, спорт.мероприятия) 
·         В олигархиях надо внимательно относиться к бедным, давать им право занимать доходные должности 
·         Имущество не должно переходить путем дарения, а по наследству его можно получить только 1 раз 
·         В демократии - состоятельным, а в олигархии - бедным нужно давать не только равные права, но и преимущества. Только это не должно касаться высших должностей 
·         -> потому что на таких постах должны быть люди, сочувствующие строю 
·         Нужно воспитывать людей только в духе существующего строя. После смены строя надо полностью менять систему воспитания. Так будет поддержка власти со стороны народа.  

8 
·         Тирания - самый плохой государственный строй, который соединяет в себе недостатки других строев. 
·         Царь ставится из числа добродетельных людей чтобы защитить порядочных людей от народной массы. 
·         Тиран ставится из среды народа и против знатных. 
·         Тираны приходят к власти критикуя знатных, завоёвывая авторитет у народных масс. 
·         Может быть тиран захватил власть у олигархической группы, частью которой он был 
·         Царь (защищая знать от народа), также должен следить, чтобы народ не терпел оскорблений 
·         Тиран не обращает внимания на общественные интересы 
·         Охрана царя - граждане, охрана тирана - наёмники  
·         Причины падения монархий: Страх, обиды из-за наглости власти, презрение, лишение народа собственности  (в основном те же, что и в республиках) 
·         Часто в тираниях присутствуют покушения на личность 
·         Рушится тирания часто из-за внешних факторов (если государство с враждебным строем сильнее). Часто бывает противостояние тираний с демократиями 
·         Тирания убивает сама себя (распри) 
·         Царский строй редко рушится из-за внешних причин. Проблемы обычно внутренние. 
·         Например раздор внутри царской семьи, когда царь становится неконтролируемым тираном 
·         Во времена Аристотеля царская власть всегда в той или иной степени перерастает в тиранию 
·         Часто крушение царя происходит сразу как только он проявляет качества тирана 
·         А вот если он изначально тиран, то свергнуть его сложно **интересная идея** 

9 
·         Передавать своему сыну царскую власть в меньшем объеме - значит давать ему власть на более долгий срок (ограниченная царская власть стабильнее деспотизма) 
·         Чтобы сохранить тиранию, нужен тотальный контроль, отсутствие глубокого мышления у народа и нужно сталкивать лбами всех людей (даже друзей, членов одной семьи) 
·         Также можно постоянно вести войны, чтобы население всегда было занято, бедным и нуждалось в предводителе 
·         Спасти тиранию всегда можно ослабив её до уровня монархии (ограничить свои полномочия) 
·         Для тирана большая угроза исходит от его охраны, которая может захотеть отобрать власть 
·         Награждать должен сам, а наказывать через посредников и суды 
·         Отнимать власть у приближённых нудно постепенно 
·         Тиран должен вести скромный образ жизни. Или по крайней мере именно это должны все видеть 

VI 

1 
·         Характеристики демократии: Свобода и возможность жить как хочется  
·         В идеале никто не должен занимать одну и ту же должность дважды 
·         Никто не должен иметь власть, большую чем у народного собрания  
·         Если какая то выборная должность становится де-факто пожизненной, нужно выборы заменить жребием 
·         Справедливости не будет никогда: В олигархиях пострадает народ, в демократиях - богатые 

2 
·         Земледельцы не склонны к восстанию, потому что не встречаются друг с другом. А общество из торговцев и ремесленников очень нестабильно. 

4 
·         Нужно ввести ценз на занятие государственных должностей, а лучше 2: Первый - для обычных гос.должностей и второй - для более важных 
·         Аристотель подметил, что к власти нужно допускать граждан, относящихся к лучшему слою народа -> этот и предыдущий тезис дают возможность сделать вывод 
·         Формы правления могут зависеть от местности, так как в зависимости от неё доминирует тот или иной род войск. Равнина->Конница->Мощная олигархия (т.к. содержать конницу сложнее всего - только крупные собственники могут позволить) 
·         Легкая пехота соответствует демократии и тд 

5 
·         Чем больше государство, тем больше должно быть должностей 
·         Нужно понимать, какие должности следует сливать в одну, а какие нельзя 
·         Первая и главная забота - о городской площади (для обеспечения спокойных торговых сделок) 
·         Вторая забота - о зданиях и о порядке в них, о границах владений 
·         Очень важна должность, связанная с государственными доходами. Тот кто распределяет их также важен 
·         Одна из важнейших должностей - исполнитель приговоров, взыскатель долгов 
·         Очень важно, чтобы приговоры выносили одни люди, а исполняли другие, чтобы ненависть распределялась и не складывалась от этих двух работ  
·         Также Аристотель описывает важность "полицейского" органа, который конечно он называл по другому  
·         Обязательно должна быть должность учета и проверки расходов 
·         Нужны должности религиозного культа 
·         В некоторых государствах были должности по спорту и также по зрелищам 

VII  

1 
·         Существуют 3 вида благ: Внешние, физические и духовные 
·         Человек счастлив только если он имеет все три 
·         И этих благ иногда бывает достаточно, но вот например славы, богатства и власти всегда будет недостаточно 
·         Но духовные блага можно иметь в избытке, и от этого только лучше 
·         Человек не благоденствующий, если не совершает прекрасных поступков 
·         Главная мысль - государство как и отдельный человек должно совершать эти поступки, оно также должно быть мужественным, справедливым 

2 
·         Все согласны, что счастье граждан и государства тождественны 
·         Но Аристотель хочет ответить на вопрос, каков же лучший гос.строй: в котором все участвуют в гос.жизни или в котором участвуют немногие 
·         Так вот лучший строй тот, который дает всем людям возможность жить счастливо 
·         Но это субъективно: Кому-то кажется, что всех допускать нельзя и все тогда будут счастливы, кому-то -- наоборот 
·         Где-то всё заточено на военную сферу и все счастливы, где-то наоборот (например в Македонии счастливым должен считаться тот, кто убил хотя бы одного неприятеля 

3 
·         Если люди равны - это естественно, и их уровень благодетели по сути должен быть примерно равным. Если кто-то превосходит всех равных ему в добродетели, то повиноваться ему вполне справедливо 
·         Но очень важно, что добродетельная деятельность может быть не только по отношению к другим, но и по отношению к себе (создание теорий, духовная деятельность, религиозная деятельность) 
·         Так и на уровне государств. Если их деятельность направлена на самих себя - это нормально 

4 
·         Как для ремесленника: чем лучше будет материал, тем прекрасней получится товар, так и для гос.деятеля: У него должен быть во-первых, материал в виде граждан (но сколько их должно быть?) 
·         Большинство полагает, что счастливое государство - большое государство 
·         Такие люди измеряют государство не территорией, а именно численностью населения 
·         Но Аристотель считает, что нужно смотреть не на количество, а на качество, т.е. на возможности людей 
·         Т.е. то государство, которое может воплотить все свои задачи с помощью свои граждан наилучшим способом - "большое" государство 
·         Но количество - не показатель, потому что многие - рабы, также много бедняков, которые мало что могут сделать государству 
·         Большое государство многонаселенное 
·         Часто большое количество людей наоборот мешает воплощению реформ и законов. 
·         Когда слишком маленькие население, тоже плохо 
·         Лучшая величина населения - самодостаточное и обозримое 

5 

·          

Комментарии