В данном посте я хотел бы рассказать об одном исследовании, которое мы закончили анализировать с моей коллегой, Уткиной Анастасией. Работа представляла из себя опрос на испанском языке, состоящий из 36 вопросов.
Выборка составила 51 респондент, принадлежащий к различным поло-возрастным и социально-профессиональным группам.
Целью исследования было проанализировать точки зрения жителей Каталонии и жителей остальных регионов Испании на конфликт (кризис) в Каталонии 2017-2018 гг.
В соответствии с поставленной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1) Выяснить основные причины конфликта по мнению обеих сторон;
2) Проанализировать, есть ли на самом деле конфликт «в головах» у жителей Испании вне зависимости от прошедшего референдума;
3) Выявить основные источники средств массовой информации, качество подаваемой информации о кризисе и влияние этой информации на людей.
В соответствии с задачами были выделены 3 блока вопросов и в начале - блок-паспорт для определения пола, возраста, образования, дохода, политических взглядов и т.д. Также в опрос были включены вопросы-детекторы для предотвращения преувеличений (преуменьшений) фактов о себе и проверки знаний в различных областях.
Как были решены задачи:
В этом посте я сделаю упор на 2 и 3 задачи, а моя коллега на 1 (основную) задачу.
Вторая часть опроса к тому же играет роль привлечения внимания (якобы отвлечение от темы), так как вопросы содержат в себе любимую испанцами тематику футбола. На самом же деле даже вопросы про футбол имеют значение. Есть небольшая гипотеза - мелкие бытовые элементы на уровне подсознания влияют на менталитет жителей Испании. Особенно это касается Каталонцев, которые имеют свой язык, свою культуру, свои национальные праздники, свою футбольную команду-чемпиона. Многое из этого косвенно поляризирует с этими же элементами, но уже в условно названном “Мадриде”.
Например футбол, в Каталонии ровно 50% отвечающих любят его. В остальной Испании таких 35%. Каталонцы больше любят футбол, потому что это один из элементов их гордости. В Каталонии 65% смотрят “El clásico” (матч между футбольными командами Барселона и Реал Мадрид) всегда или иногда. Но только 30% считают эти матчи проекцией реального конфликта между Барселоной и Мадридом.
Что касается всех остальных жителей Испании, то 69% смотрят его всегда или иногда. Только 24% из них считают это проекцией конфликта. На первый взгляд эти цифры дают чётко понять – наша гипотеза не подтвердилась. Хотя тут же появляется вопрос: Почему так разнятся проценты людей, любящих футбол и людей, смотрящих “El clásico”? Может быть из-за красивой игры, а может быть ответ кроется намного глубже…
Следующий этап анализа – анализ языкового вопроса. Интересен этот элемент, как один из тех инструментов создание менталитета Каталонцев, отличающегося от общеиспанского.
В вопросе употребления каталонского языка каталонцы и жители остальной Испании практически одинаково отмечают, что каталонский язык употребителен в повседневной жизни каталонцев довольно часто. Так считает 3/4 респондентов из каждой группы.
Очень интересно мнение обеих групп о важности сохранения каталонского языка. Сначала посмотрим общий график (сверху): больше 80% видят это важным. Если брать по группам, то среди каталонцев видят важность в этом 87%, не видят важности только 4% людей. Они очень бережно относятся к своему языку, это самое большее, что осталось у них в идентичности. 76% жителей остальной части страны видят важность, 7% – нет. Это всё равно огромные показатели, учитывая, что это они не имеют отношение к этому языку. Они просто уважают традиции тех народов, которые вместе составляют единую Испанию, в том числе и каталонцев.
Однако 57% всех респондентов подтвердили наличие ситуаций ущемления в языковых правах, а именно в использовании каталонского языка. Это можно являться косвенной причиной конфликта и борьбы на независимость как стремление сохранить свою идентичность. 43% респондентов отмечают, что подобных ситуаций нет.
Самое большое удивление вызвал вопрос о том, нужны ли Испании общая культура, общая политика и национальная идентичность во всех регионах. Лучше рассмотреть этот вопрос опять же по группам, хотя разница в мнениях небольшая. В Каталонии 70% утверждают, что всё перечисленное Испании не нужно, в остальных регионах так считают 64%. В Испании вне зависимости от региона население очень трепетно относится к своим внутренним традициям, Каталония – далеко не единственная.
Последний блок нашей работы связан с влиянием средств массовой информации на людей в связи с конфликтом, а также с информацией, которая там публикуется о нем (ее частота и правдивость).
По значимости средства массовой информации для испанцев и каталонцев распределились следующим образом:
1) Интернет и блоги;
2) Социальные сети;
3) В одинаковой степени - радио, газеты, телевидение.
Проанализировав частоту упоминания конфликта в средства массовой информации, респонденты обеих групп подтверждают, что данная информация присутствует всегда, все время (98%). Стоит отметить, что есть респонденты среди жителей остальной Испании, которые жалуются на слишком частое упоминание каталонского конфликта - “как будто нет других проблем!” На наш взгляд, это может действовать как разжигание ненависти, сталкивание одних людей с другими.
Для общего интереса и в качестве некого детектора был задан вопрос о детализации СМИ, которыми пользуются респонденты.
Если смотреть о “любимых” СМИ каталонцев, можно выделить следующий топ-8:
1.Tv3 (Catalonia);
2.Tve;
3.El Periódico;
4.Сataluñaradio;
5.El país;
6.El mundo;
7.La Sexta;
8.La Vanguardia.
12 человек сказали, что смотрят и читают новости из всех источников.
Если провести небольшой анализ, то Tv3 - чисто каталонский телеканал, также в списке лидеров есть каталонское радио. Среди остальных регионов набор более ординарный:
1.El país;
1.El país;
2.El mundo;
3.Antena3;
4.La Vanguardia;
5.Tve;
6.La Sexta;
7.Abc;
8.Twitter.
5 человек сказали, смотрят и читают новости из всех источников
Что касается правдивости информации в СМИ, по мнению респондентов: единогласно люди обеих групп высказались, что СМИ не предоставляют правдивую информацию и что-то скрывают (86%). Лишь малая часть жителей остальной Испании ответили, что информация правдива или упоминания про конфликт вовсе нет (14%).
Влияние СМИ респонденты обеих групп оценили следующим образом: абсолютное большинство испанцев (67,6%) и каталонцев (52,1%) высказались, что СМИ полностью формируют точку зрения людей, а позицию, что СМИ в целом влияют на некоторых людей поддержали 32% каталонцев и 48% жителей остальной Испании.
Таким образом, можно сделать вывод, что по мнению жителей всей Испании им предоставляют неправдивую информацию, в частности о конфликте в Каталонии, которая прочно закладывается в головах и влияет на мировоззрение людей. СМИ может управлять действиями людей, “подогревая настроения” или наоборот – замалчивать некоторые моменты.
Выводы, которые можно сделать из исследования по 2 и 3 задачам:
Что касается бытовых элементов, которые могут подсознательно влиять на отношения между регионами, то их роль доказана. Хотя “El clásico” и является неким конфликтом между Мадридом и Каталонией, но многие не видят параллель его с кризисом. Важно, что эти матчи всё равно привлекают много зрителей, даже тех, кто не любит футбол и никогда его не смотрит. Что касается каталонского языка, одного из самых важных таких элементов, все респонденты почти единогласно выступили за его сохранение. Но в то же время многие указали на наличие случаев ущемления каталонского языка. Следовательно можно с уверенностью сказать, что это могло входить в список причин (или поводов) для конфликта. Очень важный вывод из опроса – малое количество людей, видящих значимость единой культуры, политики и идентичность в Испании. Каждый регион хочет сохранить свою индивидуальность, Каталония не исключение. Поэтому вопрос о ущемлении языка указывает как много случаев посягательство на эту индивидуальность. Конфликт в “головах” не самый явный, но он присутствует.
Когда речь идёт о СМИ, то основными источниками для обеих групп по убыванию были: интернет (и блоги), социальные сети, ТВ, радио, газеты. Конфликт освещался так сильно, как ничто другое. Многие респонденты не могли держать в себе отрицательное отношение именно к частоте этих новостей. А также респонденты обеих сторон утверждают, что не получают должное количество достоверной информации, а именно информации о данном конфликте. Эта информация, порой не имеющая под собой чётких доказательств, по мнению абсолютного большинства людей формирует точку зрения населения страны. Таким образом СМИ - это один из инструментов создания конфликта или придания ему большей силы. Особенно это касается конфликта в головах, на которые они воздействуют.
Выводы, которые я могу сделать для себя из этой работы:
- не всё, что транслируется по различным информ-каналам - это правда. Лучше всегда спросить о реальных аспектах людей, которые непосредственно находятся в "гуще событий". Хотя так же и эти люди могут ошибаться, ведь на них как оказалось тоже очень сильно влияют СМИ;
- можно конечно подходить к любому конфликту в контексте комплексности всех мировых конфликтов (когда на самом деле считается, что не важно где происходит конфликт, во всём мире конфликты имеют схожие причины, проблемы, а также решения), но стоит помнить, что каждый случай индивидуален. Очень много региональных и национальных нюансов, которые важно анализировать у каждого конфликта в отдельности.
А также очень важно, что мы с моей коллегой научились грамотно составлять опрос, анализировать его и решать с его помощью конкретные задачи. В дальнейшем безусловно будет легче работать с опросами. А также удалось попрактиковать испанский язык, ведь на нём велась вся первоначальная работа с опросом.
По этой ссылке вы можете скачать папку с диаграммами, содержащими ответы всех респондентов.
Если этого недостаточно, можете написать мне на почту и я дам Вам ссылку на таблицу exсel со всеми ответами.
Почта: kostik_mac@mail.ru
Комментарии
Отправить комментарий